Автор Тема: Духовно-нравственное воспитание детей-сирот в социально-реабилитационном центре  (Прочитано 3101 раз)

Сергеева В.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Духовно-нравственное воспитание детей-сирот
 в социально-реабилитационном центре


Сергеева В.С., магистрантка Арзамасского государственного
 педагогического института им.А. П.Гайдара, Арзамас
Научный руководитель – кандидат педагогических наук,
 профессор Щелина Т.Т.

Наше общество в настоящее время переживает всеобщий кризис, который порожден культивировавшейся на протяжении многих веков системой ценностей, направленный на рост материального обогащения. Процессы, обусловившие кризисы, продолжают усугубляться средствами массовой информации. Они стимулируют гонку за материальными благами, поддерживают конкуренцию, представляют насилие, как единственный способ выжить, а «делание денег» - как главную модель социального действия.
В такой сложной ситуации молодой человек «теряет» себя, система его ценностей искажается. Вследствие этого у молодежи появляется чувство нереализованности, ненужности окружающему миру. У большинства людей появляется неуверенность в себе, в своем завтрашнем дне. Неудовлетворенность сегодняшним положением и требования нового времени вызывают конфликт и стрессовые ситуации во всех сферах общества и в жизни отдельно взятого индивида [3, с. 59].
Современным детям и подросткам сложно ориентироваться в системе ценностей современного общества, отличительной особенностью которого является их (ценностей) пересмотр и переосмысление. То, что совсем недавно воспринималось в качестве очевидных правил и принципов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в «полезности», значимости. Человек теряет веру в старые ценности. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир начинает казаться чуждым и даже враждебным. Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период времени не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, падение значимости человеческой жизни, жестокость и насилие.
Данная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки - имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу [3, с. 60].
Как отмечают Д.Г.Левчук и О.М.Потаповская, «образование и воспитание, как известно, неделимы, но также общепризнано и то, насколько сложно добиться результатов именно в воспитательной деятельности, вложив в растущее «я» частичку себя. Воспитание ребёнка – это не техника, не мастерство, пусть даже и педагогическое, это питание его любовью и насыщение его мыслей добрыми веяниями. Воспитать ребёнка – создать его» [4, с. 8].
По мнению Т.М. Апостоловой, «формирование нравственных ценностей у детей – это не только первостепенная задача, но и проблема, требующая постоянного решения, обновляемого ежегодно в соответствии с индивидуальными особенностями детей» [1, с. 34].
С учетом этого возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по духовно-нравственному воспитанию и формированию у детей-сирот социально значимых личностных качеств и ценностных ориентиров.
Реабилитационный центр для детей-сирот остается главным, и, пожалуй, единственным центром их духовно-нравственного развития и воспитания. Именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагогов. Реабилитационный центр – это особая школа, это школа жизни. И именно воспитателям и учителям необходимо уметь создать для детей в интернате и семью, и школу, и церковь как единство жизни [1, с. 37].
Как отмечают С.А. Лисицына и С.В. Тарасова, педагоги «приобщают детей к прекрасному, учат ценить великолепие мира, воспитывают в них чувство хорошего эстетического вкуса, приобщают к здоровому образу жизни и моральной чистоте» [5, с. 91].
Педагоги реабилитационного центра делают всё возможное для сохранения духовно-нравственных, социокультурных и образовательных ценностей своих учащихся. Именно они имеют возможность педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности.
Работа в центре проводится по нескольким основным направлениям: эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, культура поведения, изучение традиций, здоровьесберегающее воспитание. Конечно, это работа проблемная и сложная, потому как к настоящему времени в педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в противоречие с общей ситуацией развития современного ученика, стали причиной возникновения ряда противоречий во взаимодействии учителей, воспитателей и наших воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества. Но, несмотря на это, несомненно, от системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера образовательного процесса.
Профессия учителя сама по себе постоянно требует не только совершенствования, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, развитие эмпатии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия. Поэтому далеко не случайны обращения ученых к вопросам развития духовного общения педагога, ориентированного на ценность другого человека, передачу нравственных ценностей, становление коммуникативной культуры [5, с. 94].
А.А. Булгаков считает, что «у детей дошкольного возраста еще отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано еще отношение к детскому коллективу» [2, с. 173].
Младшие школьники осознают предъявляемые к ним социальные ожидания и ориентируются на хорошее поведение. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это также сензитивный период для формирования духовно-нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности [2, с. 179].
Новый уровень и характер развития социальной активности ребенка, отражающийся в особенностях его ценностных ориентаций, отмечается в период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Подростки поднимаются уже на уровень осознания моральных требований, формирования представлений о духовно-нравственных ценностях, развития способности к нравственной оценке. Интенсивное общение выступает основой для «тренировки» нравственного поведения. Психологическая роль ценностных ориентаций ребенка на этом этапе формирования его как личности особенно возрастает и усложняется. Последнее обусловливается, в частности, тем, что, в отличие от предыдущего переходного периода, изменение эталонов поведения детей здесь строго не определяется; кроме того, активно развивается потребность ребенка выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и оцениваемое место в коллективе сверстников. В подростковом возрасте нельзя говорить о законченном процессе становления ценностных ориентаций, они только развиваются, именно в этот период набирает силу социальная активность, и развитие ценностных ориентаций оказывает определяющее воздействие на личность, ее активность в социальном плане [2, с. 180].
По мнению С.А. Лисицыной и С.В. Тарасовой, «активность в качестве принципа должна пронизывать все стороны процесса воспитания, включая организацию учебного процесса, разработку способов и методов усвоения учебного материала и формирование на этой основе у учащихся мировоззрения. В современных психолого-педагогических исследованиях проблемы развития нравственной активности школьников рассматриваются через организацию их учебной, трудовой и общественной деятельности, через формирование духовных потребностей, интересов и ценностных ориентаций детей и подростков» [5, с. 101].
Таким образом, духовно-нравственное воспитание в реабилитационном центре сопряжено на практике со всеми остальными направлениями воспитания (трудовым, эстетическим, патриотическим, физическим и др.) и является самым главным и сложным из них, потому что духовность – это высшая ступень развития человека.

Список литературы:
1. Апостолова Т.М. Социально-правовая поддержка профилактической работы по преодолению социального сиротства. Учебно-методическое пособие - М.: МГПИ, 2008. - 76 с.
2. Булгаков А.А. Наши неуправляемые подростки. - М., 2008. - 432 с.
3. Воспитание духовности, целомудрия и альтруизма. Тезисы докладов, методические материалы и программы Второй научно-практической конференции. Часть 1 - М., 1998. - 131 с.
4. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. - М.: Планета, 2002 - 24 с.
5. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска». Пособие для специалистов образовательных учреждений. Под научной редакцией С.А, Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006 г. - 228 с.

Захарченко Д.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 27
Здравствуйте.
1) На чём основаны Ваши слова о том, что ощущение молодыми людьми себя ненужными и нереализованными является следствием существующей в нашем обществе системой ценностей? Это Ваше личное мнение или, возможно, мнение какого-то автора? Хотелось бы уточнить.
2) Вы много пишете о современных ценностях вообще. Опять же, откуда это?
3) Что есть "духовно-нравственное воспитание" в психологическом контексте? Особенно интересна часть про "духовно-". К сожалению, в тезисах это не раскрыто, а этот момент мне кажется довольно интересным.
4) Как я поняла, это самое духовно-нравственное воспитание должно присутствовать во всех видах деятельности. Вы не могли бы привести какие-то примеры, возможно? Как, например, правильно включить указанный компонент в учебную деятельность?

Бахарева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 18
Духовно-нравственное воспитание детей-сирот
 в социально-реабилитационном центре


Сергеева В.С., магистрантка Арзамасского государственного
 педагогического института им.А. П.Гайдара, Арзамас
Научный руководитель – кандидат педагогических наук,
 профессор Щелина Т.Т.

Наше общество в настоящее время переживает всеобщий кризис, который порожден культивировавшейся на протяжении многих веков системой ценностей, направленный на рост материального обогащения. Процессы, обусловившие кризисы, продолжают усугубляться средствами массовой информации. Они стимулируют гонку за материальными благами, поддерживают конкуренцию, представляют насилие, как единственный способ выжить, а «делание денег» - как главную модель социального действия.

Знаете, наше восприятие обладает удивительным свойством выделять то, на что направлена личность. Человек с духовной позитивной направленностью преобразует мир вокруг себя и соответственно видит светлое и хорошее, человек с негативной направленностью, чьё духовное развитие можно поставить под вопрос, будет иметь отрицательные фильтры восприятия, которые окрашивают реальность в тёмные тона.
Духовность, конечно, высшая ступень развития человека. Она включает в себя раскрытие чувства любви, безусловной любви к миру, людям, ко всему. Когда раскрытие уже совершено, мир становится очаровательным и расцветающим. В процессе настоящего духовного развития человек отпускает такое личностное образование как "ценность", потому что сама его природа заключается в эгоцентрическое разделении реальности на "плохо"/"хорошо" с позиции наблюдающего, а духовность - становление на иную позицию, позицию слияния себя с миром, принятием мира и всего, что он в себе содержит.
Человек, который рассуждает о духовном развитии, а тем об его внедрении с воспитательную программу детей, вероятно должен сам обладать должным уровнем душевной организации, понимать на опыте, о чём он говорит. Ваши рассуждения о социальном кризисе, духовном упадке, об уже упомянутых ценностях (а именно об их роли и причастности к духовному развитию) наталкивают на мысли о противоречии между идеей, которую Вы заложили в работу, и тем, понимаете и чувствуете ли Вы эту идею.

Палий А.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Здравствуйте!

Не могли бы Вы раскрыть смысл понятия "старые ценности"? Как Вы думаете, может ли в какой-то момент "духовно-нравственное воспитание" превратиться в навязывание тех же религиозных взглядов? И так ли важна роль церкви в формировании у современных детей социально значимых черт личности?

Сергеева В.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта в Российской Федерации также призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. Это задачи первостепенной важности. В структуре основной образовательной программы в дополнение к фундаментальному ядру содержания образования предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся должны быть интегрированы во все виды деятельности и формировать уклад школьной жизни.




Сергеева В.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Искусство кино в наши дни прочно вошло в жизнь школьников.
В настоящее время каждый из них ежедневно встречается с тем, что
мы называем «экранные искусства», «экранная информация». Это
телевидение и видео дома, в школе; всевозможные электронные игры,
реклама на экране, в крупных магазинах и на улицах... Содержание
образования в нашей школе не всегда соответствует тем требова-
ниям, которые выдвигает жизнь, не давая учащимся навыков вос-
приятия экранной информации. Педагоги осознают факт сильного
влияния экранных искусств на формирование личности, поскольку
эти искусства (кино, телевидение, видео) обладают большой силой
эмоционального, нравственно-эстетического воздействия. Именно
поэтому особенно важно активно использовать их обучающий, вос-
питательный и духовнообразующий потенциал в процессе учебной
деятельности.
Опираясь на имеющийся опыт общения с искусством экрана, уча-
щиеся способны воспринимать аудиовизуальные средства как мотив
для формирования мировоззренческой и духовно-нравственной пози-
ции. Известно, что образное мышление позволяет расширить границы
миропонимания, выявить ассоциативные связи между всеми возмож-
ными формами жизни. Экранные образы помогают опереться на уже
сложившиеся формы мышления и восприятия, создают благоприят-
ную почву для развития вербальных способностей, совершенствова-
ния интеллектуального мышления, углубления духовно-нравственных
представлений.
Каждый учитель знает о нравственном, эстетическом, информаци-
онно-познавательном, психологическом, социализирующем воздей-
ствии, которое оказывают кино, телевидение, видео на школьников.
Экранные искусства могут сыграть значительную роль в постижении
6
школьником того культурного пространства, в котором он живет.
Они способны помочь учителю в организации работы в данном на-
правлении, актуализировав для школьника некоторые вопросы через
его собственную деятельность в процессе просмотров и обсуждений
фильмов.
Просмотр фильмов должен приводить к их обсуждению, в процессе
которого школьники должны высказывать свое мнение по поводу уви-
денного, делиться своими чувствами, впечатлениями, предлагать соб-
ственную интерпретацию, выявлять межпредметные связи.
Таким образом, целью обучения с помощью учебных фильмов явля-
ется формирование духовной культуры и эстетическое развитие лично-
сти. Кроме того, работа по анализу, совместному обсуждению произве-
дений экранных искусств воспитывает у школьников самостоятельность
суждений, интерес к мнению товарищей, развивает речь, пополняет сло-
варный запас, учит рассказывать о своих чувствах, вызванных фильма-
ми, рекомендованными для просмотра и обсуждения.
Занятия строятся на основе эмоционального освоения произве-
дений экрана, с целью развития способностей выражения своего ви-
дения фильмов, настроения, впечатлений в процессе беседы. Можно
сказать, что формирование способности интерпретировать фильм, из-
влекая из него нравственный смысл, накапливая духовный опыт, яв-
ляется одной из основных задач данной формы учебной деятельности.
Педагог призван научить ученика не только видеть фильм, но и вос-
принимать его как идейно-художественное целое, анализировать его,
разбираться в чувствах, возникших при просмотре, делиться своими
впечатлениями с одноклассниками, слышать их мнение и видеть то,
чего раньше не видел, понимать то, что находится в подтексте, пости-
гать авторскую идею. Процесс восприятия, анализа и интерпретации
фильма в ходе учебной деятельности является, таким образом, одним
из наиболее значимых, поэтому фильмы, предлагаемые для просмо-
тра, должны рассматриваться учителем как важная составляющая пе-
дагогического арсенала.
Фильмы — участники Международного православного Сретен-
ского кинофестиваля «Встреча» созданы режиссерами, которые
размышляют о проблемах духовного, нравственного, морально-эти-
ческого плана, ищут ответа не только на житейские, но и на бытий-
ные вопросы. Именно поэтому работа с данными фильмами требует
от учителя целенаправленной, последовательно выстроенной дея-
тельности. Формат этой деятельности может быть различным: фа-
культатив, элективный курс, включение просмотра и обсуждения
фильма в классно-урочную деятельность.

Сергеева В.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
В соответствии с Конституцией Российской Федерации чело
век, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом
каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её терри
тории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.
Конституция Российской Федерации гласит:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и
свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исто
рически сложившееся государственное единство, исходя из об
щепризнанных принципов равноправия и самоопределения на
родов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение
к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверен
ную государственность России и утверждая незыблемость её де
мократической основы, стремясь обеспечить благополучие и
процветание России, исходя из ответственности за свою Роди
ну перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя
частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Современный период в российской истории и образова
нии — время смены ценностных ориентиров. В 90е гг. прошло
го столетия в России произошли как важные позитивные пере
мены, так и негативные явления, неизбежные в период круп
ных социальнополитических изменений. Эти явления оказали
отрицательное влияние на общественную нравственность, граж
данское самосознание, на отношение людей к обществу, госу
дарству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духов
ное единство общества, меняются жизненные приоритеты мо
лодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколе
ния, а также деформация традиционных для страны моральных
норм и нравственных установок.
В России указанный период был обусловлен быстрым де
монтажем советской идеологии, поспешным копированием за
падных форм жизни.
Несмотря на установленные российским законодательством
общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то
время не сложилась ясно выраженная система ценностных ори
ентиров, объединяющих россиян в единую историкокультур
ную и социальную общность.
В российском обществе стал ощущаться недостаток созна
тельно принимаемых большинством граждан принципов и пра
вил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и
конструктивного социального поведения, выбора жизненных
ориентиров.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федераль
ному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные
ценности — это такой же важный фактор развития, как поли
тическая и экономическая стабильность… и общество лишь
тогда способно ставить и решать масштабные национальные
задачи, когда у него есть общая система нравственных ориен
тиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к са
мобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к
памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной
истории. Именно это национальное богатство является базой
для укрепления единства и суверенитета страны, служит осно
вой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономичес
ких и политических отношений».
Образованию отводится ключевая роль в духовнонрав
ственной консолидации российского общества, его сплочении
перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении со
циальной солидарности, в повышении уровня доверия человека
к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, на
стоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются в семье, неформальных
сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфе
ре массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наибо
лее системно, последовательно и глубоко духовнонравственное
развитие и воспитание личности происходит в сфере общего
образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укла
дом школьной жизни.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать
важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную мо
дернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только ин
теллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь
обучающегося. Отношение к школе как единственному соци
альному институту, через который проходят все граждане Рос
сии, является индикатором ценностного и моральнонравствен
ного состояния общества и государства.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к
эмоциональноценностному, духовнонравственному развитию,
гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития
и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в после
дующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой пси
хологической устойчивостью. При этом особое значение име
ют следующие друг за другом переходы от детства к подростко
вому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и
побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготс
кий, — есть основной момент при переходе от возраста к воз
расту»1.
Концепция духовнонравственного развития и воспитания
личности гражданина России (далее — Концепция) разработана
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Зако
ном Российской Федерации «Об образовании», на основе еже
годных посланий Президента России Федеральному собранию
Российской Федерации.
Концепция является методологической основой разра
ботки и реализации федерального государственного образо
вательного стандарта общего образования.
Концепция представляет собой ценностнонормативную
основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с
другими субъектами социализации — семьёй, общественными
организациями, религиозными объединениями, учреждениями
дополнительного образования, культуры и спорта, средствами
массовой информации. Целью этого взаимодействия является
совместное обеспечение условий для духовнонравственного
развития и воспитания обучающихся.
Концепция определяет:
характер современного национального воспитательного
идеала;
цели и задачи духовнонравственного развития и воспита
ния детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе ко
торых возможна духовнонравственная консолидация многона
ционального народа Российской Федерации;
основные социальнопедагогические условия и принци
пы духовнонравственного развития и воспитания обучаю
щихся.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать
гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты мо
лодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире. При этом образовательные учреждения
должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семья
ми обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь
на национальные традиции.
Концепция формулирует социальный заказ современной об
щеобразовательной школе как определённую систему общих
педагогических требований, соответствие которым обеспечит
эффективное участие образования в решении важнейших обще
национальных задач.
Социальный заказ образованию устанавливается в следую
щей системе фундаментальных социальных и педагогических
понятий, а также отношений между ними:
нация — государственнотерриториальная и политико
правовая общность, существующая на основе общих поли
тических, историкокультурных и духовноценностных харак
теристик и общего самосознания. Такой общностью является
многонациональный народ Российской Федерации, который
представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, вклю
чающую этнические общности, которыми в России могут назы
ваться «нации» (в этнокультурном и социальнополитическом
смыслах), национальности и народы. Двойное использование
категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном зна
чении) не противоречит конституционному положению «мы,
многонациональный народ Российской Федерации», означая,
что Россия есть национальное государство, а её народ пред
ставляет собой нацию наций;
национальное государство — государство с общей, конт
ролируемой центральной властью, хозяйственноэкономиче
ской основой, общей территорией, общими историкокультур
ными ценностями жителей страны. Российская Федерация —
национальное государство, имеющее разнообразный этниче
ский и религиозный состав населения и отличающееся большой
региональной спецификой;
национальное самосознание (идентичность) — разделя
емое всеми гражданами представление о своей стране, её наро
де, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу
национальной идентичности составляют базовые национальные
ценности и общая историческая судьба;
формирование национальной идентичности — форми
рование у личности представления о многонациональном наро
де Российской Федерации как о гражданской нации и воспита
ние патриотизма;
патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция вер
ности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм
включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину,
т. е. край, республику, город или сельскую местность, где граж
данин родился и рос. Патриотизм включает активную гражда
нскую позицию, готовность к служению Отечеству;
гражданское общество — общество, способное к само
организации на всех уровнях, от местных сообществ до общена
ционального (государственного) уровня, активно выражающее
свои запросы и интересы как через свободно и демократически
избранные органы власти и самоуправления, так и через инсти
туты гражданского общества, к которым относятся прежде все
го общественные группы, организации и коалиции, а также
формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обла
дает способностью защищать свои права и интересы как через
власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия
на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обяза
тельно предполагает наличие в нём ответственного гражданина,
воспитание которого является главной целью образования;
многообразие культур и народов — культурное многооб
разие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это
существование, диалог и взаимообогащение всех культурных
потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской
культуры на основе русского языка, этнических культур много
национального народа Российской Федерации и глобальных
или мировых культурных явлений и систем. Культурное много
образие и свобода культурного выбора являются условием раз
вития, стабильности и гражданского согласия;
межэтнический мир и согласие — единство в многооб
разии, признание и поддержка культур, традиций и самосо
знания всех представителей многонационального народа Рос
сийской Федерации, гарантированное равноправие граждан
независимо от национальности, а также политика интеграции,
предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на
этнической или религиозной основе. Межэтнический мир
включает политику толерантности, т. е. признания и уважения
культурных и других различий среди граждан страны и прожи
вающих в ней граждан других стран;
социализация — усвоение человеком социального опыта
в процессе образования и жизнедеятельности посредством
вхождения в социальную среду, установления социальных свя
зей, принятия ценностей различных социальных групп и обще
ства в целом, активного воспроизводства системы обществен
ных отношений;
развитие — процесс и результат перехода к новому, бо
лее совершенному качественному состоянию, от простого
к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени
духовной, умственной зрелости, сознательности, культурнос
ти и пр.;
воспитание — педагогически организованный целена
правленный процесс развития обучающегося как личности,
гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных
установок и моральных норм общества;
национальный воспитательный идеал — высшая цель
образования, нравственное (идеальное) представление о челове
ке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены
усилия основных субъектов национальной жизни: государства,
семьи, школы, политических партий, религиозных объедине
ний и общественных организаций;
базовые национальные ценности — основные мораль
ные ценности, приоритетные нравственные установки, сущест
вующие в культурных, семейных, социальноисторических,
религиозных традициях многонационального народа Россий
ской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и
обеспечивающие успешное развитие страны в современных
условиях;
духовнонравственное развитие личности — осущес
твляемое в процессе социализации последовательное расшире
ние и укрепление ценностносмысловой сферы личности, фор
мирование способности человека оценивать и сознательно
выстраивать на основе традиционных моральных норм и нрав
ственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом;
духовнонравственное воспитание личности граждани
на России — педагогически организованный процесс усвоения
и принятия обучающимся базовых национальных ценностей,
имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Носителями этих ценностей являются многонациональный на
род Российской Федерации, государство, семья, культурнотер
риториальные сообщества, традиционные российские религиоз
ные объединения (христианские, прежде всего в форме русско
го православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое
сообщество.

Сергеева В.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Важнейшей целью современного отечественного образо
вания и одной из приоритетных задач общества и государст
ва является воспитание, социальнопедагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственно
го, творческого, инициативного, компетентного гражданина
России.
В сфере личностного развития воспитание обучающих
ся должно обеспечить:
готовность и способность к духовному развитию, нрав
ственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию
смысла своей жизни, индивидуальноответственному пове
дению;
готовность и способность к реализации творческого по
тенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности,
социальной и профессиональной мобильности на основе мо
ральных норм, непрерывного образования и универсальной ду
ховнонравственной установки «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле
и духовных отечественных традициях, внутренней установке
личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходи
мости определённого поведения, основанного на принятых в об
ществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие совести как нравственного самосознания личнос
ти, способности формулировать собственные нравственные
обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, тре
бовать от себя выполнения моральных норм, давать нравствен
ную самооценку своим и чужим поступкам;
принятие личностью базовых национальных ценностей,
национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою об
щественную позицию, критически оценивать собственные на
мерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, принятию ответ
ственности за их результаты, целеустремленность и настойчи
вость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способ
ность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой
жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим
угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духов
ной безопасности личности, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личност
ному, профессиональному, гражданскому и иному самоопреде
лению и развитию в сочетании с моральной ответственностью
личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поко
лениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственнос
ти за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими по
колениями.
В сфере общественных отношений духовнонравствен
ное развитие и воспитание обучающихся должно обеспе
чить:
осознание себя гражданином России на основе принятия
общих национальных нравственных ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и
внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидар
ности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Рос
сийской Федерации, поддержание межэтнического мира и со
гласия;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы
нашей принадлежности к многонациональному народу Рос
сийской Федерации, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев
семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям,
забота о младших и старших, ответственность за другого че
ловека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продол
жении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый граж
данами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность по
колений.
В сфере государственных отношений духовнонрав
ственное развитие и воспитание обучающихся должно со
действовать:
формированию мотивации к активному и ответственному
участию в общественной жизни, формировании власти и учас
тию в государственных делах;
укреплению и совершенствованию демократического фе
деративного правового государства с республиканской формой
правления;
повышению доверия к государственным институтам со
стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направ
ленных на модернизацию страны;
укреплению национальной безопасности.Духовнонравственное развитие
и воспитание
Обеспечение духовнонравственного развития и воспитания
личности гражданина России является ключевой задачей совре
менной государственной политики Российской Федерации. За
конопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики
и социальной сферы, качество труда и общественных отноше
ний — всё это непосредственно зависит от принятия граждани
ном России общенациональных и общечеловеческих ценностей
и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9,
п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные прог
раммы начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования обеспечивают реализацию фе
дерального государственного образовательного стандарта с учё
том типа и вида образовательного учреждения, образователь
ных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и
включают в себя учебный план, рабочие программы учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы,
обеспечивающие духовнонравственное развитие, воспитание
и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовнонравственное развитие и воспита
ние обучающихся является первостепенной задачей современ
ной образовательной системы и представляет собой важный
компонент социального заказа для образования.
Содержание духовнонравственного развития и воспитания
личности определяется в соответствии с базовыми национальны
ми ценностями и приобретает определённый характер и направ
ление в зависимости от того, какие ценности общество разделя
ет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовнонравственное развитие и воспитание личности в
целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не
отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречи
вости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от
страны проживания и культурноисторической эпохи, форми
рующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе
определяется следующими положениями:
усилия общества и государства направлены сегодня на
воспитание у детей и молодежи активной гражданской пози
ции, чувства ответственности за свою страну;
общее образование, выстраивающее партнёрские отноше
ния с другими институтами социализации, является основным
институтом педагогического воздействия на духовнонравствен
ное развитие личности гражданина России. При этом основным
субъектом, реализующим цели духовнонравственного развития
и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы
их достижения на основе опыта и традиций отечественной пе
дагогики, собственного педагогического опыта, является педа
гогический коллектив общеобразовательного учреждения;
содержание духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся, деятельность педагогических коллективов обще
образовательных учреждений должны быть сфокусированы на
целях, на достижение которых сегодня направлены усилия об
щества и государства.
Таким образом, сфера общего образования призвана обеспе
чивать духовнонравственное развитие и воспитание личности
обучающегося для становления и развития его гражданствен
ности, принятия гражданином России национальных и общече
ловеческих ценностей и следования им в личной и обществен
ной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей являются
различные социальные, профессиональные и этноконфессио
нальные группы, составляющие многонациональный народ
Российской Федерации. Соответственно духовнонравственное
развитие гражданина России в рамках общего образования осу
ществляется в педагогически организованном процессе осо
знанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
семейной жизни;
культурнорегионального сообщества;
культуры своего народа, компонентом которой является
система ценностей, соответствующая традиционной российской
религии;
российской гражданской нации;
мирового сообщества.
Духовнонравственное развитие и воспитание личности на
чинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые
ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение
для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье про
ецируются на отношения в обществе и составляют основу граж
данского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это
осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых
форм культурноисторической, социальной и духовной жизни
его родного села, города, района, области, края, республики.
Через семью, родственников, друзей, природную среду и соци
альное окружение наполняются конкретным содержанием та
кие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля»,
«родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовнонравственного развития
гражданина России является принятие культуры и духовных
традиций многонационального народа Российской Федерации.
Российскую идентичность и культуру можно сравнить со ство
лом могучего дерева, корни которого образуют культуры много
национального народа России. Важным этапом развития граж
данского самосознания является укоренённость в этнокультур
ных традициях, к которым человек принадлежит по факту сво
его происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности — это выс
шая ступень процесса духовнонравственного развития личнос
ти россиянина, его гражданского, патриотического воспитания.
Россиянином становится человек, осваивающий культурные бо
гатства своей страны и многонационального народа Российской
Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство
и солидарность в судьбе России.
Важным свойством духовнонравственного развития гражда
нина России является открытость миру, диалогичность с други
ми национальными культурами.
Программы духовнонравственного развития и воспитания
школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразо
вательными учреждениями совместно с другими субъектами
социализации, должны обеспечивать полноценную и после
довательную идентификацию обучающегося с семьёй, куль
турнорегиональным сообществом, многонациональным наро
дом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым
сообществом.
 

Сергеева В.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Основным содержанием духовнонравственного развития,
воспитания и социализации являются базовые национальные
ценности, хранимые в социальноисторических, культурных,
семейных традициях многонационального народа России, пере
даваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успеш
ное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности производны от националь
ной жизни России во всей её исторической и культурной пол
ноте, этническом многообразии. В сфере национальной жиз
ни можно выделить источники нравственности и человечности,
т. е. те области общественных отношений, деятельности и со
знания, опора на которые позволяет человеку противостоять
разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё со
знание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются:
Россия, многонациональный народ Российской Федерации,
гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия,
природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности
определяются и базовые национальные ценности, каждая из ко
торых раскрывается в системе нравственных ценностей (пред
ставлений):
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к сво
ей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и националь
ная, доверие к людям, институтам государства и гражданского
общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое го
сударство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли
культурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение
к родителям, забота о старших и младших, забота о продолже
нии рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и со
зидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная
картина мира;
традиционные российские религии — представления о
вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности рели
гиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на ос
нове межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный
мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое
развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа,
планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур
и народов, прогресс человечества, международное сотрудни
чество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного
пространства духовнонравственного развития и воспитания
школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего
урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучаю
щихся. Для организации такого пространства и его полноцен
ного функционирования требуются согласованные усилия всех
социальных субъектов — участников воспитания: семьи, обще
ственных организаций, включая детскоюношеские движе
ния и организации, учреждений дополнительного образования,
культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религи
озных объединений. Ведущая, содержательно определяющая
роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъек
там образовательного процесса.
Система базовых национальных ценностей лежит в основе
представления о единой нации и готовности основных социаль
ных сил к гражданской консолидации на основе общих цен
ностей и социальных смыслов в решении общенациональных
задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым националь
ным ценностям позволит укрепить единство российского обра
зовательного пространства, придать ему открытость, диалогич
ность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям
не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и
самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство
нации достигается через базовый ценностный консенсус в диа
логе различных политических и социальных сил, этнических и
религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг
другу, готовностью сообща решать общенациональные пробле
мы, в числе которых духовнонравственное воспитание детей и
молодёжи как основа развития нашей страны.
 Основные принципы организации
духовнонравственного развития
и воспитания
Организация социально открытого пространства духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществля
ется на основе:
нравственного примера педагога;
социальнопедагогического партнёрства;
индивидуальноличностного развития;
интегративности программ духовнонравственного вос
питания;
социальной востребованности воспитания.
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспом
нить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который
считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её
учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которы
ми он руководствуется в своей профессиональной деятельности
и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к уче
никам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для
духовнонравственного развития и воспитания обучающихся.
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, ес
ли педагог не являет собой всегда главный для обучающихся
пример нравственного и гражданского личностного поведения.
В педагогическом плане среди базовых национальных цен
ностей необходимо установить одну, важнейшую, системообра
зующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценнос
тям — ценность Учителя.
Необходимо существенно повысить государственный и соци
альный статус педагога, уровень его материального обеспечения.
Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педа
гогическая профессия должна быть престижной для молодёжи.
В современных условиях без социальнопедагогического
партнерства субъекты образовательного процесса не способны
обеспечить полноценное духовнонравственное развитие и вос
питание обучающихся. Для решения этой общенациональной
задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные
партнёрские отношения с другими субъектами социализации:
семьёй, общественными организациями и традиционными рос
сийскими религиозными объединениями, учреждениями допол
нительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Организация социальнопедагогического партнёрства может
осуществляться путём согласования социальновоспитательных
программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов
социализации на основе национального воспитательного идеа
ла и базовых национальных ценностей. Это возможно при
условии, что субъекты воспитания и социализации заинтере
сованы в разработке и реализации таких программ.
Развитие социальнопедагогического партнёрства должно
стать приоритетной сферой государственной политики. Индиви
дуальноличностное развитие являлось приоритетом отечест
венной педагогики 90х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших
задач современного образования. В пространстве духовнонрав
ственного развития оно приобретает полноту своей реализации.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, раз
вития её способностей, таланта, передача ей системных науч
ных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых
для успешной социализации, сами по себе не создают достаточ
ных условий для свободного развития и социальной зрелости
личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от
зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Оте
чество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утвержда
ет себя человек и развивается его личность. Знания наук и нез
нание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для челове
ка, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся
должны быть интегрированы в основные виды деятельности
обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общест
венно полезную. Иными словами, необходима интегратив
ность программ духовнонравственного воспитания. Одной
из таких программ может быть обучение духовным основам
религиозной культуры и светской жизни.
Содержание воспитания группируется вокруг базовых на
циональных ценностей. В педагогическом плане каждая из них
формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому
себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся.
Это воспитательная задача, на решение которой направлена
учебновоспитательная деятельность.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая
как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её ре
шения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными
субъектами духовной, культурной, социальной жизни обраща
ются к содержанию:
истории России, российских народов, своей семьи, рода;
жизненного опыта своих родителей, предков;
традиционных российских религий;
произведений литературы и искусства, лучших образцов
отечественной и мировой культуры;
периодической литературы, СМИ, отражающих современ
ную жизнь;
фольклора народов России;
общественно полезной и личностно значимой деятель
ности;
учебных дисциплин;
других источников информации и научного знания.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельно
го учебного предмета, формы или вида образовательной дея
тельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь
уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность
школьника как человека, личности, гражданина.
Система базовых национальных ценностей создаёт смысло
вую основу пространства духовнонравственного развития лич
ности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдель
ными учебными предметами, между школой и семьёй, школой
и обществом, школой и жизнью.
Принцип социальной востребованности предполагает, что
воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребо
ванным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.
Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка
происходят посредством его добровольного и посильного вклю
чения в решение проблем более взрослого сообщества. Полно
ценное духовнонравственное развитие происходит, если вос
питание не ограничивается информированием обучающегося о
тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности
для нравственного поступка.
Духовнонравственное развитие достигает содержательной
полноты и становится актуальным для самого обучающегося,
когда соединяется с жизнью, реальными социальными пробле
мами, которые необходимо решать на основе морального вы
бора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже
из жизни самых благополучных, динамично развивающихся
стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сде
лать таким мир вокруг себя.
Программы духовнонравственного развития и воспитания
должны предусматривать добровольное и посильное включение
обучающихся в решение реальных социальных, экологических,
культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, се
ла, района, города, области, республики, России. Традицион
ной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации
являются детскоюношеские и молодёжные движения, органи
зации, сообщества. Они должны иметь исторически и социаль
но значимые цели и программы их достижения.
Организация воспитательного процесса в системе «школа —
семья — социум» потребует педагогов, способных не только
учить, но и воспитывать обучающихся.
Заключение
Духовнонравственное развитие и воспитание гражданина
России является ключевым фактором развития страны, обеспе
чения духовного единства народа и объединяющих его мораль
ных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику,
минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным
образом зависят от гражданской позиции человека, его мотива
ционноволевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных
убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно разви
той личности, любви к своей стране, потребности творить и со
вершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития
России.

Захарченко Д.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 27
Извините, но копирование статей - не лучший вариант.
Вопросы ведь заданы Вам, хочется услышать ВАШ ответ.

Моисеев А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Вечер добрый.
Ув. Захарченко Д.А. Товарищ Сергеева В.С. по-видимому занималась "копированием статей" чтобы не возникали  "глупые" вопросы, например такие, как мнение это самого автора или какого-либо ученного (публициста). Да и рассматривая Ваши первые два вопроса, можно отметить, что они некорректны. Если образованный человек читал классиков (например, Э. Фромма), то ему сразу становится ясно, что преобладание материализма и эгоцентризма никуда не делось.
Интересно, почему возник своеобразный вопрос у товарища Палий А.Д.  о религиозных взглядах, если в данных тезисах даже намека на религию нет.
Но мне очень интересен вопрос, как же это будет "выглядеть" на практике?

Захарченко Д.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 27
Я не считаю свои вопросы глупыми. Конференция научная, поэтому необходимо подкреплять написанное ссылками на источник. Либо же, если идёт выражение собственного мнения, не выдавать его за неопровержимую истину, а дать читателю тезисов понять, что написанное - личная точка зрения автора, субъективная.
В копировании статей неизвестных авторов я смысла не вижу никакого до сих пор.

А выпад на тему образованности очень некрасивый с Вашей стороны, надо заметить.

Палий А.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Товарищ Моисеев А.В.,

Цитировать
И именно воспитателям и учителям необходимо уметь создать для детей в интернате и семью, и школу, и церковь как единство жизни [1, с. 37].

С учётом того, что в тексте работы не было ни единого уточнения понятия "духовно-нравственные ценности", я сделала определённые выводы. Полагаю, в Вашей неуклюжей защите автор не нуждается.

Сергеева В.С., спасибо за ответ. Но мне кажется, стоило бы хотя бы убрать нумерацию страниц в скопированном тексте.

К слову, последний ответ скопирован из книги А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", 2009.

Сергеева В.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
 Здравствуйте ,уважаемые!!!!Я не собираюсь ничего и никому доказывать,но если не ошибаюсь,у нас научная конференция,а не посиделки на лавочке,и не на что-то кроме своей статьи я не  претендую.Матриал наших коллег, показался  мне важным и весьма интересным,захотела поделится ,а Ваша реакция и есть итог духовно-нравственного воспитания!Спасибо большое за участие и обсуждение.Всего Вам доброго!