Чиркина Римма Вячеславовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ

В 1986 году закончила Московский государственный педагогический институт (МГПИ им.В.И.Ленина), факультет дефектологии, по специальности дефектолог-сурдопедагог, учитель русского языка и литературы школ глухих и слабослышащих. В 1994 году закончила специальный факультет практической психологии Саратовского пединститута СГУ им. Чернышевского по специальности практический психолог. В 2000 году была удостоена звания «Почетный работник общего образования РФ». В 2005 году в качестве финалиста Международной программы стипендий Фонда Форда (IFP) поступила в очную аспирантуру факультета психологии МГУ, которую закончила в 2008 году.

31 октября 2008 года защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии. Тема «Изменение установок противоправного поведения личности у несовершеннолетних», научный руководитель – член-корр. РАО, доктор психологии, профессор В.А.Иванников.

Опыт работы.

В течение 10 лет в районном ПМСС-Центре возглавляла профилактический сектор, имела обширную консультативную практику, курировала реализацию превентивных программ районного и областного уровня. Имеет опыт участия в производстве комиссионных судебных экспертиз по уголовным и гражданским делам, а также в полевых социологических исследованиях и психологическом сопровождении избирательных кампаний. С 2001 года преподавала психологические дисциплины в Педагогическом институте СГУ, Саратовской государственной Академии права, СарИПКиПРО, МПГУ, АСОУ.

С 2008 по 2011 год – проректор по работе со студенческой молодежью и общественным связям Академии социального управления Московской области, организатор программ международного сотрудничества и студенческих обменов, в т.ч., по линии Германской службы академических обменов DAAD.

С 2009 года – старший научный сотрудник, а с марта 2011 года – и.о. заведующей НИЛ Ювенальных технологий МГППУ.

Общественная работа.

С 1998 года, будучи заместителем директора и проектным менеджером Саратовской общественной региональной организации «Социум», осуществила 8 авторских проектов психо-социальной направленности по грантам международных организаций (Фонд Евразия, Фонд Сороса, «Международная тюремная реформа» PRI и др.). Целевые группы проектов – несовершеннолетние (наркозависимые и ВИЧ-инфицированные, социально незащищенные и подвергшиеся насилию, беженцы и переселенцы, инвалиды и лишенные родительского попечения; в зоне особого внимания – подростки и молодежь, попавшие в систему уголовного правосудия).

Читаемые курсы: «Введение в профессию/специальность», «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Организация психологической службы», «Психология подростка», «Психология аномального развития детей и подростков», «Развитие девиантного поведения у детей и подростков», «Коррекция девиантного поведения, социальная и психологическая реабилитация подростков-правонарушителей», «Психологическое сопровождение внедрения инновационных технологий», «Инновационный менеджмент в образовании»

Область научных интересов:

  • исследование факторов, способствующих отказу от правонарушающего поведения;
  • разработка программ профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • экспертная оценка различных ресурсов профилактики и реабилитации;
  • изучение международного опыта реализации ювенальных технологий;
  • организация программ международного сотрудничества в области профессионального научно-практического, культурного развития и обмена, повышения квалификации, организации обучающих программ для студентов, преподавателей, специалистов и др

Тематическая направленность курсовых и дипломных работ:

  1. Психологические особенности лиц с аномалиями развития.
  2. Моделирование и проектирование социальной среды: психосоциальные аспекты.
  3. Девиантность и делинквентность: исследование феноменологии и проблематики.
  4. Факторы изменения установок у лиц с девиантным, делинквентным и криминальным поведением.
  5. Психологическая проблематика процессов внедрения инновационных технологий.

Научные публикации:

  1. Чиркина Р.В. Исследование характера социального отставания несовершеннолетних правонарушителей. // Сб. Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью: проблемы теории и практики. Изд-во СГУ, 2002. Стр.191-197.
  2. Чиркина Р.В. Психологические подходы к организации летних реабилитационных программ для детей из групп биологического и социального риска. // Сб. Образование и здоровье. Материалы межрегиональной конференции. Изд-во Научная книга, Саратов,2004. Стр.64-67.
  3. Чиркина Р.В. Программа «Социум-Ресурс» как модель психолого-педагогической работы с делинквентными подростками в местах принудительного содержания. // Тезисы для I конференции Федерации психологов образования России, Сб. Психология образования: проблемы и перспективы. Москва 2004.
  4. Чиркина Р.В Изучение факторов, определяющих отказ от преступного поведения среди несовершеннолетних: модель исследования. // Сб. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Саратов 2005. Стр.19-27.
  5. Чиркина Р.В. Социальные ожидания и представления подростков в местах принудительного содержания.// Сб. Актуальные проблемы образования детей с нарушениями развития. Изд-во Саратовского ун-та, 2006. Стр.230-240.
  6. Чиркина Р.В. Программа социально-психологического тренинга подготовки к выходу на свободу детей из воспитательной колонии. //Ж. Вестник практической психологии образования. Москва, №№ 1(10),2(11),3(12),4(13) - 2007, № 1- 2008.
  7. Чиркина Р.В. Эффективность ресурсного подхода в реабилитационной работе с несовершеннолетними, находящимися в местах лишения свободы. // Тезисы для IV съезда РПО, Ростов-на-Дону, 2007.
  8. Чиркина Р.В. Исследование динамики установок личности судимых несовершеннолетних.// Вестник ТГУ, Томск, № 311, июнь 2008 г. стр. 165-169.
  9. Чиркина Р.В. Ресурсы профилактики преступного рецидива несовершеннолетних: работа с личностью за решеткой и на свободе. // Программа социально-психологического тренинга для освобождающихся воспитанников ВК. //М. 2009. Второе издание – 2011 г.
  10. Чиркина Р.В. Исследование удержания от преступных действий у судимой молодежи. // Сб. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Юридическая психология: стратегия современного развития». // Саратов, 2010. Стр. 351-361.
  11. Чиркина Р.В. (в соавт. Штейнберг И.Е., Темаев Т.В., Фридман В.М., Дзядко Н.М., Вуль Н.Л.). // Опыт проектирования работы по профилактике правонарушений подростков с использованием литературных произведений.// Сборник материалов РОО Центр содействия реформе уголовного правосудия, Москва, 2010. Вклад – 0,8 п/л.
  12. Чиркина Р.В. (в соавт. Фридман В.М., Дзядко Н.М., Вуль Н.Л.).//Методическое сопровождение работы по профилактике подростковых правонарушений на основе литературного произведения. // Сборник материалов РОО Центр содействия реформе уголовного правосудия, Москва, 2010. Вклад – 0,5 п/л.

Кроме этого имеет несколько десятков работ публицистического характера в электронных и печатных СМИ.

 

Ближайшие мероприятия

Конференций в ближайшее время не ожидается
Полный список

Locations of visitors to this page

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования