Коченовские чтения Коченовские чтения 2022

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Московский государственный психолого-педагогический университет

Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии

им. В.П. Сербского Минздрава России

 

Всероссийская конференция по юридической психологии

с международным участием

 

«Коченовские чтения 2022. Психология и право в современной России»

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

Уважаемые коллеги!

 

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием «Коченовские чтения - 2022. Психология и право в современной России», которую проводит Московский государственный психолого-педагогический университет при участии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского 9-11 ноября 2022 г.

Конференция проводится в онлайн формате.

 


Конференция посвящена актуальным проблемам юридической психологии в России и за рубежом. Ее целью является объединение специалистов, работающих в различных сферах юридической психологии, обсуждение и обобщение опыта их теоретических и практических разработок, определение перспектив развития этой отрасли психологической науки.

Тематические разделы конференции определяются проблематикой как традиционных областей юридической психологии (правовой, криминальной, судебной, пенитенциарной психологии), так и новых интенсивно развивающихся направлений, таких как юридическая психология детей и подростков. Будут рассмотрены теоретические и прикладные аспекты психических расстройств в контексте юридической психологии. Специальное внимание планируется уделить вопросам профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в области юридической психологии.

Название конференции «Коченовские чтения» указывает на ее мемориальный характер. Научное мероприятие посвящено памяти выдающегося ученого М.М. Коченова (1935 – 1999), внесшего большой вклад в становление российской юридической психологии.


Оргкомитет конференции

Председатель

Марголис А.А., к.пс.н., профессор, ректор МГППУ

Члены оргкомитета

1. Васкэ Е.В., д.пс.н., профессор (Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, руководитель Центра юридической психологии и судебно-психологической экспертизы)

2. Гаврина Е.Е. к.пс.н., доцент (Академия ФСИН России)

3. Дворянчиков Н.В., к.пс.н., доцент (МГППУ)

4. Дебольский М.Г., к.пс.н., доцент (МГППУ)

5. Дозорцева Е.Г., д.пс.н., профессор (НМИЦПН, МГППУ)

6. Ениколопов С.Н., к.пс.н., профессор (ВНЦПЗ)

7. Каменев И.И. руководитель 3-го отдела криминалистического сопровождения следствия технико-криминалистического управления Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации

8. Козлов А.А., д.мед. наук,  заместитель генерального директора НМИЦПН по научной работе и стратегическому развитию

9. Котенев И.О., к.пс.н., доцент (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя)

10.Макушкин Е.В., д.м.н., профессор (НМИЦПН)

11.Марьин М.И., д.пс.н., профессор (МГППУ)

12.Михалева И.В., зам. начальника Управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН РФ

13.Николаева В.В., д.пс.н., профессор (МГУ)

14.Поздняков В.М. д.пс.н., профессор (МГППУ)

15.Романов В.В., д.пс.н., профессор (МГППУ)

16.Сафуанов Ф.С., д.пс.н., профессор (НМИЦПН, МГППУ)

17.Секераж Т.Н., к.ю.н. (Минюст РФ)

18.Сердюк Н.В., полковник полиции, д.пед.н., доцент, начальник кафедры Психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ

19.Ситковская О.Д., д.пс.н., профессор (Академия Генеральной прокуратуры РФ)

20.Ушков Ф.И. (Москва, МГУ)

21.Ульянина О.А. д.пс.н, профессор (МГППУ)

22. Чиркина Р.В. канд.психол.наук (МГППУ)

23.Шаповал В.А., к.мед.н., профессор кафедры юридической психологии (Санкт-Петербургский Университет МВД России)

24.Шипшин С.С., к.пс.н., доцент (Минюст РФ)

25.Шульга Т.И. д.пс.наук, профессор (МГОУ)

 

Участники конференции

Представители Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Департамента образования и науки г. Москвы, специалисты и руководители психологических служб ФСИН России, МВД России, Министерства юстиции России, Следственного комитета РФ, МЧС, Министерства здравоохранения, образовательных учреждений и организаций социальной сферы субъектов Российской Федерации, члены Федерации психологов образования России, психологи стран ближнего и дальнего зарубежья, представители органов власти, представители профильных ВУЗов, учреждений дополнительного образования, социально ориентированных НКО.

Основные направления работы конференции

 

1. Пленарные сессии и вечерние открытые лекции

2. Психология криминального поведения

Психология отдельных видов правонарушений. Психологические проблемы организованной преступности. Психология терроризма. Проблемы криминальной агрессии. Психология жертвы и ее роль в развитии преступления. Психологическая травма у потерпевших от преступлений. Психологическая реабилитация жертв преступления. Семейное насилие.

3. Юридическая психология детства

Психология развития в юридическом контексте: вопросы теории и практики. Интернет-среда: возможности и риски. Развитие правосознания у детей и подростков.  Предупреждение насилия и злоупотреблений по отношению к детям. Девиантное и противоправное поведение детей и подростков и его профилактика. Психологические технологии в судебно-следственной работе с несовершеннолетними обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями. Психологические аспекты правосудия, дружественного детям. Судебно-психологическая и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних. Психологическая коррекция и реабилитация несовершеннолетних с противоправным поведением. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от преступлений.

4. Юридическая психология и риски цифрового общества

Трансформация традиционных форм социализации детей и подростков под воздействием цифрового общества. Психологические аспекты информационной безопасности личности.  Семья и брак в информационном обществе. Девиантные формы поведения, реализуемые в цифровом пространстве и методы их профилактики. Негативные последствия и профилактика кибербуллинга. Риски киберсоциализации и использования интернета детьми. Психология преступлений, совершаемых с помощью компьютерных и сетевых технологий. Психологические аспекты профилактики правонарушений и противодействия совершению преступлений в киберпространстве. Психология кибертерроризма. Профилактика интернет зависимости. Психологические аспекты использования информационных технологий в профилактике преступлений и девиантного поведения. Возможности и перспективы использования профайлинга в социальных сетях. Психологические приемы защиты от негативного информационного воздействия криминальной субкультуры и деструктивных сообществ в сети Интернет.

5. Практики профилактики социальных рисков детства: доказательный подход и оценка эффективности

Ответственность перед человеком и, особенно, перед ребенком за качество результата своей деятельности - основа профессионализма педагога, психолога, всех специалистов, работающих с детьми, и базовая концептуальная ценность юридической психологии детей и подростков. Реализация проектов и программ в сфере  профилактики социальных рисков  детства, к которым можно отнести трудные жизненные и юридически значимые ситуации, нарушения в сфере значимых отношений (буллинг, социальный остракизм, конфликты)  и многие другие – специфическая область деятельности, требующая особых психологически грамотных подходов к их разработке, оценке, продвижению и институционализации. На секции  предполагается обсуждение проблем, возможностей и опыта, в том числе, международного,  обоснования применения практик, методов,  технологий проектов или программ и их результативности, полученной  в рамках доказательного подхода с помощью научных методов исследования. Секция  интегрирована с отчетной конференцией по проекту "Экосистема детства": апробация системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (партнерский проект МГППУ и Федерации психологов образования России, реализуется в 2020-22 гг по гранту Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы).

6. Юридическая психология и психические расстройства

Роль психических расстройств в генезе криминального, суицидального и виктимного поведения. Психологические, психиатрические и сексологические исследования в криминологии. Психологические исследования в судебной психиатрии, сексологии и наркологии. Судебно-психологическая и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертизы в уголовном и гражданском процессах. Непроцессуальные формы использования психологических знаний в оперативно-розыскной, следственной деятельности и в судопроизводстве. Профилактика общественно-опасных деяний лиц с психическими расстройствами. Клинико-психологическая диагностика сотрудников правоохранительных органов. Профилактика и реабилитация психических расстройств и психологической дезадаптации работников юстиции и силовых структур.

7. Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний

Современное состояние пенитенциарной психологии как науки. Изучение личности и социальной среды осужденных. Научные основы и практика проведения психокоррекционной работы с осужденными. Примирительные процедуры в местах лишения свободы. Психологическое обеспечение работы с персоналом УИС. Нормативно-правовое обеспечение и критерии оценки деятельности психологической службы УИС. Перспективы развития психологической службы в уголовно-исполнительной системе.

8. Психологическое обеспечение правоохранительной деятельности

Значение и практическое использование данных психологической науки в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психологическое обеспечение правоохранительной деятельности в противодействии экстремизму и терроризму, в работе с персоналом правоохранительных органов, в подготовке кадров для правоохранительной службы. Психолого-управленческие проблемы деятельности правоохранительных органов. Профессиональная культура и этика сотрудников органов внутренних дел. Психология профессионального отбора и профессиональной ориентации сотрудников органов внутренних дел. Направления профилактики профессиональной деформации в правовой системе. Имидж сотрудника полиции. Проблемы совершенствования нормативно-правового обеспечения психологической работы в ОВД и других силовых структурах. Социально-психологический климат в подразделении и морально- психологическое состояние сотрудников ОВД. Психология профессий особого риска. Психологическая помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях.

9. Основные направления развития медиации в России

Медиация и восстановительные практики, одним из видов которых является восстановительная медиация, распространяются в России на все новые области. Ценности диалога, восстановления субъектности людей и мирного урегулирования конфликтов и сложных ситуаций оказываются востребованными и в школах, и в семьях, и при урегулировании предпринимательских споров, и в выборе реакции на правонарушения, в том числе преступления, и при построении форм работы по профилактике социальных рисков. Это расширение находит свой отклик и в разработке ряда законопроектов. Развитие практики ведет к ее дифференциации и усложнению, в то время как нормативное обеспечение требует обобщений и унификации. Секция посвящена вопросам применения медиации и восстановительных практик в разных сферах человеческих отношений и институтах и обсуждению принципиальных различий используемых моделей.

10.Круглый стол “Современные тенденции в подготовке специалистов по юридической психологии”

Как осуществляется подготовка кадров в области юридической психологии? Каковы потребности общества в специалистах в сфере юридической психологии? Какие существуют программы разноуровневого обучения в условиях меняющихся стандартов образования? Специфика профессиональных стандартов и особенности профессиональных действий, связанных с профилактикой, сопровождением и реабилитацией людей, находящихся в трудных и юридически значимых ситуациях. В чем заключается организация практики в обучении юридических психологов? Вот далеко не полный спектр тем, которые будут затронуты на круглом столе.

Мастер-класс “Возможности фольклорной игры в профилактике девиантного поведения”

Одной из главных причин девиантного поведения признается отсутствие в городе среды, в которой дети и подростки могли бы пройти социализацию, обрести способность нормального общения и сосуществования со сверстниками и взрослыми. Традиционно такой средой была среда народной игры — фольклора. В рамках мастер-класса будут рассмотрены возможности применения народных игр в качестве современного средства профилактики девиантного поведения.

Мастерская “Восстановительная работа по ресоциализации женщин, освобождающихся из мест лишения свободы”

Здесь будет представлена разработанная в ходе проекта «Вместе мы справимся!» инновационная модель комплексной работы по подготовке к освобождению и сопровождению освободившихся из мест лишения свободы женщин. Соисполнители проекта - Алтайская региональная общественная организация «Рубикон», Министерство социальной защиты Алтайского края, краевой кризисный центр для женщин, УФСИН России по Алтайскому краю. Этот экспериментальный проект направлен на формирование механизмов включения восстановительных технологий в процесс подготовки женщин к освобождению, который начинается в колониях, в подготовительную работу сотрудников социальных центров с семьями (в том числе с несовершеннолетними детьми) женщин-заключенных и проведение общих семейных встреч с использованием разных программ (семейная конференция, восстановительная медиация, круги). Цель такой инновации состоит в ресоциализации осужденных, восстановлении семейных связей и профилактике противоправного поведения женщин и их несовершеннолетних детей средствами восстановительных технологий и, одновременно, в повышении профессионального уровня специалистов социальных учреждений края. Участники проекта поделятся также новым опытом работы на примере конкретных кейсов.

Конкурс постерных докладов студентов, магистрантов и аспирантов.

Конкурс студенческих слэмов

 

Регистрация и срок приёма тезисов – до 10 октября 2022 г.

Регистрация по ссылке https://anketka.mgppu.ru/e/292/VyHd6sp4

или на сайте конференции http://conf.childpsy.ru/the_kochenov_conference/

E-mail оргкомитета: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сайт факультета “Юридическая психология”: http://jp.mgppu.ru/koch/-2022

Факультет “Юридическая психология” на сайте МГППУ https://mgppu.ru/project/83

Требования к оформлению тезисов

 

Параметры страницы: А4, поля 2 см со всех сторон, редактор Word 98 и выше, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1.5, абзац (красная строка/отступ) – 1.25 см, выравнивание основного текста тезисов – по ширине.

Объем тезисов 4 тыс. знаков, включая пробелы.

При оформлении названия работы и авторства необходимо руководствоваться следующими правилами:

а) название тезисов должно быть дано по центру страницы прописными (заглавными) буквами, полужирным шрифтом, без точки в конце;

б) на следующей строке симметрично по центру – указывается фамилия и инициалы авторов (для каждого автора – сначала фамилия), шрифт обычный;

в) на следующей строке по центру – указывается полное название организации с указанием города и страны в скобках, шрифт обычный.

После описания названия и авторства работы через одну строку располагается основной текст материала.

Текст не должен содержать таблиц и рисунков, подстрочных символов и сносок.

Ссылки на литературу оформляются следующим образом. В тексте ссылка оформляется в круглых скобках с указанием фамилии автора публикации и через запятую – год выхода публикации. Например: (Петров И.И., 2006). После основного текста через строку указывается подзаголовок: Литература – полужирным шрифтом. Список литературы оформляется в конце тезисов, авторы располагаются по алфавиту.

Примеры оформления списка литературы:

Книги, монографии:

Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. Г.И. Лойдиной; под ред. Т.А. Гудковой. М.: Мир, 1994. 319 с.

Гуссерль Э. Логические исследования: в 2 т. Т. 2. М.: ДИК, 2001. 332 с.

Статья в книге:

Ениколопов С.Н. Современный терроризм и агрессивное поведение // Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии / Под ред. М.М. Решетникова. СПб.:

Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2004. С. 181–193.

Статья в периодическом издании:

Иванов И.И. Особенности преобразования проблемных ситуаций // Вопросы. 1981. No 4. С. 121–133.

Рубцов В.В. О разработке профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. No 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/ot_redaktora.phtml (дата обращения: 11.04.2020).

Материалы конференций

Алехина С.В. Инклюзивная образовательная практика как объект психолого-педагогических исследований // Материалы II международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (г. Ростов-на-Дону, 24–25 ноября 2011 г.). Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. С. 155–163.

Диссертации и авторефераты диссертаций

Лаверычева И.Г. Философские и естественнонаучные основания теории эгоизма и альтруизма: дис. … канд. филос. наук. СПб., 2009. 220 с.

Крамаренко Н.С. Самоосуществление человека в условиях реального и виртуального мира: субъектный подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2014. 40 с.

Тезисы студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых принимаются к рассмотрению при наличии подписи научного руководителя.

Требования к оформлению постерных (стендовых) докладов

Обязательные требования:

постер выполняется на одном листе формата А1 (594×841 мм) в книжной (вертикальной) ориентации;

заголовок постера выполняется прямым шрифтом размером 70-75 пунктов;

фамилия и инициалы авторов выполняются под заголовком постера шрифтом размером 40 пунктов;

основной текст доклада выполняется шрифтом размером 24-28 пунктов;

иллюстрации (рисунки) на постере должны выполняться в формате не менее А5 (15х20 см);

подписи под рисунками и текст внутри диаграмм выполняется шрифтом размером 20 пунктов;

все пояснения (организация, которую представляют авторы, контактные данные, ссылки на гранты и т.п.) оформляются в виде сносок и располагаются в нижней части постера после основного текста (размер шрифта: 20 пунктов).

Рекомендации:

приветствуется традиционное разделение текста постера на блоки: аннотация, цели и задачи работы, выборка исследования, экспериментальный материал, результаты исследования, обсуждение результатов и др.;

авторы могут подготовить печатные материалы, отражающие основную информацию доклада, в формате А4, чтобы раздать всем заинтересовавшимся участникам конференции;

рекомендуется выполнять доклад на светлом фоне, текстом темного цвета, используя прямые шрифты без засечек, применяя в качестве выделения текста изменение его насыщенности, а не курсив или подчеркивание; рисунки и диаграммы выполняются в цвете.

Поступившие материалы рассматриваются. Материалы, выполненные с нарушением требований или не по тематике конференции, не рецензируются и обратно не высылаются.

Сборник тезисов будет размещен на сайте psyjournals.ru и на сайте конференции к началу конференции. Планируется включение сборника тезисов в РИНЦ.

Презентации докладов и иные мультимедийные материалы как дополнение к тезисам можно прикрепить в форме регистрации или прислать отдельно на электронный адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript с указанием ФИО автора, темы доклада и мероприятия конференции, но не менее чем за месяц до начала конференции.

Конференция проводится в смешанном формате:

онлайн: в системе вебинар.ру и прямые эфиры на You-Tube канале МГППУ (ссылки будут сформированы перед началом Конференции, размещены на сайте, в программе Конференции и разосланы участникам).

очно: МГППУ, ул. Сретенка, 29 (м. Сухаревская) (аудитории будут размещены на сайте и в программе Конференции).

В случае ухудшения эпидемиологической обстановки формат проведения может быть изменён на онлайн.

Прямые трансляции будут размещены на сайте Конференции

Сайт конференции

http://conf.childpsy.ru/the_kochenov_conference/

Регистрация на сайте Конференции или по ссылке

https://anketka.mgppu.ru/e/292/VyHd6sp4

E-mail оргкомитета: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Информационные партнеры

Федеральный научно-практический журнал «Юридическая психология»,

периодическое электронное научно-практическое издание

«Психология и право», интернет-сайты www.mgppu.ru, http://www.jp.mgppu.ru/, www.childpsy.ru, www.psyjournals.ru, http://www.medpsy.ru

Телеграм-канал Коченовских чтений https://t.me/thekochenovconf

Группа Вконтакте "Коченовские чтения" https://vk.com/the_kochenov_conference

Следите за обновлением информации на наших ресурсах!

 

Ближайшие мероприятия

Конференций в ближайшее время не ожидается
Полный список

Locations of visitors to this page

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования