Дозорцева Елена Георгиевна
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ
Закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета в 1978 г. С 1984 г. работает в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, с 2001 г. руководит лабораторией психологии детского и подросткового возраста. В 1989 г. защитила кандидатскую, а в 2000 г. – докторскую диссертации по медицинской психологии. Занимается проблемами судебной, возрастной, клинической психологии. Под руководством Е.Г. Дозорцевой разрабатываются психологические аспекты комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, аномального развития личности у подростков с девиантным, делинквентным и криминальным поведением. Сотрудники лаборатории во главе с Е.Г. Дозорцевой участвовали в работе по психологической реабилитации детей и их семей, пострадавших в терактах в театре на Дубровке и в Беслане. Является одним из основателей и членом правления, представляющим Россию, Европейской ассоциации детской и подростковой судебной психиатрии, психологии и смежных профессий (EFCAP). Член Европейской ассоциации психологии и права (EAPL). В Московском городском психолого-педагогическом университете Е.Г. Дозорцева работает с 2001 г. В 2004 г. стала деканом вновь образованного факультета юридической психологии и организовала обучение по этой специализации. Исполняла обязанности декана до сентября 2009 г., руководила первым выпуском факультета. В 2006 г. организовала на факультете выпускающую кафедру юридической психологии, которой руководит по настоящее время. Под ее руководством развивается новое направление исследований, практики и образования – юридическая психология детей и подростков. Автор более 140 научных работ. Член редколлегий журналов «Психологическая наука и образование» и «Юридическая психология». Награждена медалью им. Г.И. Челпанова (I степени) (2006) и нагрудным знаком МЧС России «Участнику ликвидации последствий ЧС» (2004).
Читаемые курсы: «Введение в профессию» (2004 – 2007), «Судебно-психологическая и психолого-психиатрическая экспертиза детей и подростков» (с 2008) и «Аномальное развитие личности подростка-правонарушителя» (2001-2003 и с 2008).
Публичная лекция Е.Г. Дозорцевой "Современные тенденции юридической психологии детей и подростков" (1 часть)
Публичная лекция Е.Г. Дозорцевой "Современные тенденции юридической психологии детей и подростков" (2 часть)
Публичная лекция Е.Г. Дозорцевой "Психология и право"
Направления научных разработок, в том числе курсовых работ студентов:
- Девиантное поведение детей и подростков;
- Психологические проблемы жестокого обращения с детьми и подростками;
- Оценка риска агрессивного и девиантного поведения детей и подростков;
- Проблемы правовой психологии детей и подростков;
- Психологические проблемы ювенальной юстиции;
- Психологическая реабилитационная работа с подростками с девиантным поведением;
- Проблемы судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних;
- Аномалии личности у подростков-правонарушителей.
Основные научные публикации:
- Девиантное поведение и агрессия у девочек-подростков // В кн.: Дмитриева Т.Б., Иммерман К.Л., Качаева М.А., Ромасенко Л.В. Криминальная агрессия женщин с психическими расстройствами. М.: «Медицина», 2003. С. 44 – 78.
- Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2004. 352 с.
- Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого // Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2005. С. 480 – 506.
- Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2007. 128 с.
- От психологии детства к ювенальной юридической психологии // Московская психологическая школа: История и современность: В 4 т. / Под общ. ред. действ. чл. РАО, проф. В.В. Рубцова. Т.IV. М.: МГППУ, 2007. С. 94 – 100.
|